Как заполучить лучших сотрудников и не разориться?

 Знать, одного пятака для доброго дела мало!

Русская народная сказка «Морозко»

Когда деньги − не главное

 

— Евгений, всегда ли прибавки к зарплате, материальные бонусы гарантируют повышение результатов работы сотрудника?

— По моим наблюдениям, деньги не могут являться основной мотивацией. Думаю, для руководителя гораздо важнее сделать так, чтобы сотрудник понимал, за что конкретно он получает свою зарплату. Нужны прозрачные и четкие должностные обязанности — это мотивирует человека, чтобы он не думал: «Мне платят за то, что хожу на работу и сижу с девяти до шести».

— То есть Вы против стихийных повышений зарплат, скажем, раз в полгода, потому что так «положено»?

— На мой взгляд, нужны дополнительные повышения зарплаты, обусловленные ростом цен в стране, инфляцией, другими экономическими причинами. Но повышать зарплату стихийно и незапланированно я бы не рекомендовал.

— Почему?

— Потому что, как правило, это происходит по принципу «А давайте посмотрим, что получится!», без четкой цели и понимания ситуации, сложившейся в компании. Более того, установка «Денег дам — будете работать!» отнюдь не способствует повышению лояльности у коллег и подчиненных. Должна быть четко построенная система наказаний, поощрений и оценки, понятная и руководству, и подчиненным.

— Увеличивать зарплату Вы рекомендуете только тогда, когда человек заслужил это.

— Да, безусловно.

— А как понять, заслужил сотрудник прибавки к зарплате или нет?

— Нужна система компетенций. Когда компетенции человека увеличиваются, он проходит тестирование (аттестацию). При успешном результате сотрудник переходит на новый уровень с другими обязанностями и повышенной зарплатой. Разумеется, возможен и обратный вариант.

— Евгений, а как человеку правильно попросить руководство о повышении зарплаты?

— Важно аргументировать, почему стоимость вас как специалиста возросла, предоставив убедительные и понятные руководителю доказательства. Идеальный вариант — показать, какие ваши новые функциональные обязанности приведут к повышению эффективности и помогут достичь поставленных целей. Уверен, грамотный начальник пойдет навстречу и повысит зарплату, если убедится, что сотрудник сможет приносить компании больше пользы.

Наказание или поощрение

— Эффективно ли наказание рублем?

— Меня, например, оно не мотивирует. Наказания — это из области детской «ответственности», когда ребенок ведет себя хорошо «за конфету», чтобы избежать трепки.
Нужно понимать: когда опасность уходит с горизонта, человек снова расслабляется. Поэтому быстроразвивающиеся компании применяют систему не наказаний, а поощрений за отлично выполненную работу.

— Может е привести удачный пример мотивации сотрудников без доплат с помощью значимых поощрений?

— Так, в одной компании объявили тендер на лучшую идею по улучшению обслуживания клиентов, победитель которого получал путевку в Таиланд. На мой взгляд, это эффективно.
Или групповая коуч-сессия для сотрудников и руководителей отделов. Сначала присутствующим задавали вопрос: «Что в работе нашей компании можно улучшить?», а затем: «Что вы готовы для этого сделать?». И люди предлагали свои идеи и варианты личного вклада в деятельность компании, ведь они участвовали в реализации своей идеи. Это же мотивация на «ровном месте»!На мой взгляд, руководителям стоит внимательнее относиться к потенциалу сотрудников и использовать его, стимулируя проявление инициативы и внимательно выслушивая все предложения. Ведь если сотрудник два-три раза слышит категорическое «нет», его инициатива угаснет. Эта рекомендация не относится к тем директорам и начальникам отделов, кто не заинтересован в максимальном раскрытии потенциала своих подчиненных.

БЫСТРОРАЗВИВАЮЩИЕСЯ КОМПАНИИ ПРИМЕНЯЮТ СИСТЕМУ НЕ НАКАЗАНИЙ, А ПООЩРЕНИЙ ЗА ОТЛИЧНО ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ.

— Скажите, нужно ли давать премии… за приход на работу вовремя?

— Я думаю, что нет. Время прихода на работу указывается в контракте или трудовом договоре, то есть человек изначально «договаривается» приходить на работу вовремя. С моей точки зрения, премии лучше начислять за сделанную дополнительную работу.

— Вы говорите, что деньги — не главное в системе мотивации персонала…

— Да, я бы поставил их на четвертое или пятое место. Кстати, бездумная доплата иногда может и оскорбить человека.

— Честно говоря, мне сложно представить, что сотрудник компании может оскорбиться, увидев, что ему выписали премию…

— Еще как может! Допустим, ваш оклад составляет 500 долларов. А в конце месяца руководство выдает вам премию размером в 20 долларов. Что почувствуете?

— Действительно, неприятно. Как насмешка скорее воспринимается.

— Согласен. Поэтому доплата должна быть ощутимой.

— А если денег в компании нет, а поощрить трудолюбивый и исполнительный персонал хочется?

— Можно в течение некоторого периода суммировать эти ежемесячные 20 долларов, а в конце квартала, допустим, выдать уже значительную для сотрудника сумму, которая будет ему приятна.

— Евгений, существуют ли рамки, исходя из которых можно определить, насколько значим для сотрудника бонус?

— По моим расчетам, эта сумма начинается от 20% от оклада.

НУЖНЫ ПРОЗРАЧНЫЕ И ЧЕТКИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ — ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОТИВИРУЕТ ПЕРСОНАЛ.

Работа с глубинной мотивацией

— В беседах с Вами мы уже затрагивали тему Эннеаграммы.  Можно ли, используя данные этой системы типологии личности, понять, как лучше стимулировать сотрудников?

— Безусловно. Эннеаграмма помогает понять глубинные мотивы каждого человека, а значит, увидеть, чего он ждет от работы. Руководителям знания Эннеаграммы полезны еще и для того, чтобы увидеть сильные и слабые стороны каждого сотрудника и эффективнее выстроить работу с каждым из них.

— Можем ли мы рассмотреть вопрос на конкретных примерах каждого эннеатипа?

— Конечно. Начнем по порядку. Единиц откалибровать достаточно просто. Они очень ответственны. Для них важны четкие и понятные ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI). Единица — идеальный исполнитель, который стремится сделать свою работу как можно лучше. Как правило, редко меняет работу, потому что «прыгать с места на место» считает неправильным.
В стрессе Единица переходит в Четверку. Она начинает сомневаться, часто задается вопросом «Правильно я поступаю или нет?», ее буквально съедает внутренний критик. В состоянии комфорта Единицы переходят в Семерок и могут позволить себе «оторваться», но работа и взятые на себя обязательства по-прежнему останутся для них святым.

ЕДИНИЦА — ИДЕАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, СТРЕМИТСЯ СДЕЛАТЬ СВОЮ РАБОТУ КАК МОЖНО ЛУЧШЕ. РЕДКО МЕНЯЕТ РАБОТУ, ПОТОМУ ЧТО «ПРЫГАТЬ С МЕСТА НА МЕСТО» СЧИТАЕТ НЕПРАВИЛЬНЫМ.

— А Двойки?

— Когда Двойки приходят на новую работу, они находятся в состоянии стресса, а потому переходят в Восьмерок: принимают ответственность и проявляют инициативу. Чувствуя себя комфортно, Двойка переходит в Четверку, а потому может быть менее инициативной.
Двойки — ответственные люди, которые действительно хотят помогать и быть нужными. Как и Единицы, они не играют, не пытаются создавать видимость работы и бурной деятельности.

— Тройки?

— А вот у этих людей много масок — их Тройка выбирает в зависимости от ситуации. Тройка часто обманывает, и в первую очередь саму себя, поэтому искренне верит в то, что говорит, даже в собственную неправду. И все это делается ради эффективности или ее вида. Представителям третьего типа Эннеаграммы важно решать проблемы, пробиваться. Руководителю, под чьим началом работает Тройка, нужно использовать ее энергичность, но создавать четкие KPI, чтобы Тройка действительно выполняла свои обязанности, а не только делала вид. К слову, Тройки наиболее редко из всех девяти типов Эннеаграммы приходят наниматься на работу, поскольку обычно открывают свой бизнес. В стрессе Тройка переходит в Девятку, просто исчезая на время из-за недостатка сил. В комфорте — в Шестерку, становясь более лояльной и спокойной.

— А чем примечательны Четверки?

— Четверка — идеальное связующее звено между руководством и коллективом, но при условии, что руководитель будет терпелив по отношению к ней. Люди этого типа как никто другой привносят в рабочую среду искренность. Но их невозможно заставить что-то делать и очень сложно проконтролировать.
Поэтому важно сделать так, чтобы Четверка сама взяла на себя ответственность.
Четверкам важно идти к людям. Они очень лояльны и преданы компании, неохотно меняют место работы.
В стрессе переходят во второй тип, начиная служить и помогать другим людям, но надолго их не хватает. В комфорте Четверка переходит в Единицу и наводит отличный порядок во взаимоотношениях в коллективе.

— Какие сильные и слабые стороны у Пятерок?

— Любят работать одни. Их, как и Четверок, тоже невозможно заставить что-либо делать, поэтому желательно, чтобы Пятерка, которая находится у вас в подчинении, сама устанавливала себе сроки сдачи проектов.
Пятерки — это люди, адекватно оценивающие самих себя. Поэтому руководителю лучше опираться на конкретные факты, а не эмоции, если он решит их похвалить.
В стрессе Пятерка переходит в Семерку, и тогда она может показаться поверхностной, нервничать, пытаться выкручиваться, а потом и вовсе сбежать. В комфорте «обращается» в Восьмерку, с которой нужно быть конкретными и уважительными. Могут устанавливать жесткие рамки в сферах своей компетенции.

— А каковы особенности Шестерок?

— Этим людям в глубине души хочется, чтобы их контролировали. Потому что в результате Шестерки получают возможность снять с себя хотя бы часть ответственности, которую они избегают брать на себя. Шестерок, как и Пятерок, тоже необходимо хвалить, опираясь на факты. Им также важно ощущать поддержку и четко понимать, какой именно результат ждут от них на выходе.
В стрессе Шестерка переходит в Тройку и становится более суетливой, нацеленной на «создание впечатлений», а в комфорте — в Девятку, умиротворенной и расслабленной.

— Как лучше строить работу с представителями седьмого типа?

— Семерки — творческие, внутренне мотивированные и энергичные люди. Как правило, они работают сами на себя или на позициях креативных директоров. Трудовые книжки Семерок исписаны самыми разными профессиями и должностями, ведь эти люди постоянно находятся в поиске нового.
В стрессе переходят в Единицу, проявляя педантичность, а в комфорте — в Пятерок, отстраняясь и собирая информацию.

— Можно ли управлять людьми восьмого типа Эннеаграммы, которых обычно называют боссами?

— Можно, это тоже достаточно мотивированные люди. Им нужно четко описать круг задач и желательно снабдить подчиненными. Восьмерки достаточно конфликтны, и договориться с ними раз и навсегда невозможно. Они не выносят контроля.
Руководителю, который хочет по максимуму использовать потенциал Восьмерок и оградить себя от конфликтов, следует регулярно загружать их работой и сложными проектами, чтобы представителям восьмого типа было где воевать. В  комфорте Восьмерка переходит в Двойку, начиная заботиться о «своих», в стрессе — в Пятерку, отстраняясь на время, чтобы проанализировать ситуацию и «перегруппироваться».

— И последний тип — Девятка.

— Девятке необходим контроль без давления. Очень часто руководителям приходится буквально стоять над ними. Но если Девятку увлечь, свою работу она сделает очень качественно.
Здесь существует другая опасность: важно проследить, чтобы она излишне не увлекалась. Люди девятого типа любят создавать что-то руками.
 В стрессе Девятка переходит в Шестерку и становится колеблющейся, болтливой. В комфорте — в значительно более деятельную Тройку, энергично реализуя свои цели.