Наверное, сейчас уже нет человека, который бы не был ни разу на тренинге. Есть?
Возможно у них все впереди, но речь не о тех, кто не ходит на тренинги, а о тех, кто регулярно выбирает какую программу лучше посетить, чтобы и по деньгам приемлемо, да и чтоб пользы вагон и маленькая тележка. Подешевле, да побольше – естественное человеческое желание.
Но ведь есть еще и здравый смысл. Может ли стоящий и полезный тренинг стоить копейки? Я верю с трудом. Хотя в наш век скидок и акций бывает, что можно урвать что-то по выгодной цене. Вопрос «всегда ли?» остается открытым. Пусть это будет второстепенным критерием принятия решений, качественно – значит дорого (народная мудрость, проверенная временем)!
Другой вопрос, которого хотелось бы коснуться – «Как выбрать тренера?» Ведь эффективность программы зависит именно от него. «Причем здесь тренер?» – скажете Вы. Тренинг стандартный – информационные блоки, упражнения, кейсы, задания, анализ. Но как получается, что одна и та же программа «Тренинг продаж» может иметь колоссальный эффект, а может пройти мимо, слегка всколыхнув волной эмоций (не всегда положительных), привычное болото.
Как простая «Пятиступенчатая модель продаж» оставляет океан открытий и осознаний, или в который раз навевает скуку и хочется в лучшем случае сбежать, а в худшем случае «постреливать» с задних рядов вопросами и возражениями, с намерением «завалить этого гундёжника». – «Видите ли, знает он как продавать? А сам то, продавал? Легко у него все в таблицах и схемах! А ты попробуй сам, когда никому ничего не нужно!»
Мне это рассказывал один знакомый, который имел возможность "почтить своим присутствием сие мероприятие", корпоративный "Тренинг Продаж", благо бесплатно. Людей пригнали, отобрали законные выходные, а желания учиться нет! Без мотивации эффект нулевой.
И именно это и есть задача тренера – увлечь, заинтересовать, сделать тренинг не просто «Тренинг Продаж», а тренинг «за жизнь». Ведь мы постоянно продаем и покупаем, только разменной монетой становятся услуги, обещания, лояльность, конфеты – чем не продажи? И совершенно не важно, продаем мы мытье посуды или электрооборудование, рыбалку, новую сумочку, или супружеский долг… И если мы хотим получить это, достичь своей цели, то следуя простым пяти шагам, можно добиться отличного результата.
И вот уже совсем по другому люди смотрят на давно известные вещи, глаза горят и тренинг пролетает в миг (кстати, 100%-ый критерий качества ведения). А люди довольные и счастливые отправляются домой, чтобы попробовать на домашних новые фишки, «потренироваться на кошках», ожидая следующего дня, ведь тренер приготовил еще столько «вкусного».
И конечно же личность тренера выходит на первый план – открыт, конгруэнтен (когда невербальная информация соответствует вербальной, то есть то, что говорит и то, что демонстрирует - совпадает), компетентен, гибок, доброжелателен, не строит из себя умника, с чувством юмора (без него грусть-тоска), и конечно же объясняет простым человеческим языком с наглядными примерами и случаями из жизни. Материал легко запоминается, в процессе тренинга уже видны подвижки по компетенциям и заметны результаты.
А люди (тренинг то для них!) искренне радуются, что у них начинает получаться что-то новое и уже планируют, как это применить «в поле». Раздаточный материал становится настольной книгой, в которую всегда можно подглядеть, ведь после тренинга осталось много записанных идей и «фишек». И если тренер создает атмосферу безопасности, открытости, доброжелательности и поддержки эффективность усиливается, а более опытные коллеги начинают делиться ценным профессиональным опытом относительно специфики бизнеса. Это еще один слой ведения тренинга, установление связей внутри коллектива для обмена информацией и наставничество. Этих слоев хороший тренер может удерживать и вести осознанно 5-6, решая дополнительные задачи.
Проводя обучение в компании по продаже оборудования по производству молока, услышал предложение цены в понятной для клиента форме (поверьте важно!) - они меряют «дойками» , и «три дойки» – это совсем нормально,а цифры с нулями пугают и дежурный ответ «денег нет» выскакивает автоматически. А сколько еще полезных и важных вещей можно узнать на тренинге, услышать фишки профессионалов, получить Обратную Связь?
Тренинг – удивительное пространство для открытий, а тренер это проводник, который создает Вам условия для развития и приобретения нового опыта. И Вы, как капитан, открывающий новые земли и исследующий свои возможности, плывете вперед, крепко удерживая штурвал и точно знающий чего хочет и как этого достичь. Вы сами решаете плыть по течению или научиться управлять парусами, чтобы направить корабль к своим целям.
4 простых рекомендации для выбора тренинга и тренера:
- Пообщайтесь с тренером и почувствуйте – хотите ли Вы у него учиться.
- Обратите внимание на личность тренера, его жизненную позицию, ценности – совпадают ли они.
- Посмотрите что и как он делает, когда говорит – снова «конгруентность», жесты выдают желание "отдавать" и "грести под себя".
- Пусть стоимость будет второстепенным критерием, обратите внимание на учителей тренера.
Пусть Вам везет с тренерами. Эффективных Вам тренингов!
Захаров Евгений - коуч, бизнес-тренер.